Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) провело опрос населения, посвященный знанию россиян об ипотеке. Аналогичное исследование проводилось год назад. Опросы проходили по всероссийской выборке. Учитывались пол, возраст и образование. В опросе участвовало 1 600 человек в 153 населенных пунктах – в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
В целом уровень знания россиян об ипотеке остался неизменным, однако это знание стало более уверенным. Доля тех, кто ничего не знает об ипотеке, сократилась за год с 18% до 15%, однако это изменение находится в пределах статистической погрешности исследования. Доля россиян, которые, по их собственному мнению, четко знают, что такое ипотека, увеличилась с 35% до 46%. Доля россиян, которые знают об ипотеке только понаслышке, наоборот, сократилась с 44% до 36%.
Наиболее осведомленными об ипотеке являются россияне в возрасте от 25 до 44 лет. 57% опрошенных в возрасте от 25 до 34 лет и 54% опрошенных в возрасте от 35 до 44 лет сообщили, что они знают, что такое ипотека. Наименее осведомленными об ипотеке являются россияне старшего возраста.
С увеличением дохода на члена семьи наблюдается тенденция к увеличению доли респондентов, которые знают, что такое ипотека. При этом также сокращается доля респондентов, которые знают об ипотеке только понаслышке или ничего не знают о ней.
При увеличении уровня образования наблюдается тенденция к увеличению доли людей, осведомленных об ипотеке. Более половины (60%) опрошенных с высшим или незаконченным высшим образованием сообщили, что знают, что такое ипотека. Наименее знакомыми с ипотекой являются респонденты с неполным средним образованием и ниже: почти половина (48%) опрошенных с данным уровнем образования сообщили, что ничего не знают об ипотеке.
Наиболее осведомленными об ипотеке являются жители городов с населением более 500 тысяч человек. Вопреки ожиданиям жители столичных городов (Москвы и Петербурга) оказались не самыми информированными об ипотеке. Более половины (61%) опрошенных жителей городов с населением более 500 тысяч человек и 53% жителей городов с населением 100–500 тысяч человек сообщили, что знают, что такое ипотека. При этом в Москве и Петербурге так ответили только 48% опрошенных.
Наименее осведомленными об ипотеке являются жители сел. Только треть (35%) опрошенных жителей сел сообщили, что знают, что такое ипотека. При этом жители сел также демонстрируют самый высокий уровень неуверенного знания об ипотеке. 40% опрошенных жителей сел знают об ипотеке только понаслышке.
Респондентам также задавался открытый вопрос с предложением дать определение ипотеке. Большинство опрошенных россиян понимают ипотеку как кредит на жилье. И в 2007 году, и в исследовании 2008 года 71% респондентов, давших определение ипотеке, сообщили, что ипотека – это кредит на жилье.
Примерно каждый десятый (11%) из тех, кто дал определение ипотеке, считает, что ипотека – это кредит (без уточнения цели кредита). В 2007 году так определили ипотеку 7%.
Важно отметить, что за год сократилась доля россиян, определивших ипотеку как обман («взаимное объегоривание», «грабеж», «ерунда», «кабала», «обман», «обдираловка» и т. п.). В 2007 году такой ответ был получен от 18% респондентов, давших определение ипотеке. В 2008 году так определили ипотеку только 10%.
Таким образом, нельзя говорить о существенном улучшении знаний об ипотеке у россиян. Однако заметно снижается негативное отношение к ипотеке.
В ходе следующего опроса респондентам предлагалось расположить восемь характеристик банка в порядке значимости при выборе банка для ипотечного кредитования. На первое место предлагалось поставить наиболее значимую характеристику банка, а на восьмое – наименее значимую.
Наиболее значимой характеристикой банка при намерении взять ипотечный кредит является процентная ставка. Наименее значимыми характеристиками банка стали участие банка в Системе страхования вкладов и рекомендации со стороны друзей и знакомых.
По результатам проведенного опроса значительная часть населения не планирует воспользоваться ипотекой.
По сравнению с 2007 годом не наблюдается изменений в ответах респондентов об их опыте ипотечного кредитования. Все еще очень низка доля тех, кто является пользователем ипотечного кредита или уже выплатил кредит. Доля тех, кто хотел бы воспользоваться ипотекой в будущем, за год несколько сократилась, при этом увеличилась доля неготовых взять ипотечный кредит (однако это увеличение доли лежит в рамках статистической погрешности исследования).
Основным препятствием для участия в ипотеке население России видит, в первую очередь, невысокие доходы (33% ответов), высокие процентные ставки (27%) и неуверенность в стабильном доходе (19%). То есть главные сложности только на треть зависят от банков (вопрос высоких процентных ставок постепенно решается банками в сторону их снижения за счет поиска «дешевых денег»).
Каждый пятый опрошенный отметил, что не менее значимыми факторами, препятствующими развитию ипотечного кредитования, являются процессы на самом рынке недвижимости – быстрые темпы роста цен (15%), отсутствие веры в его стабильность (9%).
По сравнению с 2007 годом рейтинг барьеров, которые мешают воспользоваться россиянам ипотекой, не изменился. Можно только отметить, что доли россиян, называющих те или иные барьеры из предложенного в анкете списка, сократились. При этом значительно увеличилась доля тех, кто выбрал вариант ответа «Другое».
Рассмотрим подробнее ответы тех, кто выбрал ответ «Другое». В 2008 году почти треть (31%) опрошенных выбрали такой ответ. При этом большинство из них (81%, указавших ответ «Другое») сообщили, что не испытывают необходимости в улучшении жилищных условий. В общем объеме выборки эти респонденты составляют 25%.
Почти каждый пятый из тех, кто выбрал ответ «Другое», сказал, что не сможет взять ипотеку по причине возраста. Всего три человека в выборке в качестве причины отказа от ипотеки указали на обман. В общем объеме выборки доля этих ответов составляет менее 1%.
Результаты предыдущих исследований НАФИ показывают, что доля россиян, определяющих ипотеку как обман в 2008 году по сравнению с 2007 годом сократилась почти вдвое (с 18% до 10%). На основе этих двух исследований можно говорить о значительном улучшении отношения россиян к ипотечному кредитованию.
В ходе проведения еще одного исследования НАФИ респондентам было предложено проранжировать 10 основных финансовых услуг по степени осведомленности о них.
Россияне сообщили, что более всего знакомы со срочными вкладами и потребительскими кредитами (средний ранг этих финансовых услуг составляет 3,4-3,5). Наименее знакомыми для россиян финансовыми услугами являются паевые инвестиционные фонды и брокерское обслуживание (их средние ранги составляют 8,6 и 9,4 соответственно). В ходе опроса респондентам также предлагалось выбрать те финансовые услуги, о которых они хотели бы знать больше. Респондент мог выбрать любое количество ответов.
В результате наиболее востребованная информация о финансовых услугах касается ипотеки: 33% опрошенных россиян хотели бы знать об ипотеке больше. Далее по уровню востребованности информации следуют паевые инвестиционные фонды и брокерское обслуживание. Такая востребованность информации о ПИФах и брокерском обслуживании выглядит логична на фоне низкого уровня знаний россиян об этих услугах (их средние ранги составляют 8,6 и 9,4 соответственно, то есть последнее и предпоследнее место).
Однако ипотеку трудно охарактеризовать как малознакомую россиянам финансовую услугу. По результатам данного опроса ипотека находится в середине списка по уровню известности для россиян (занимая пятую позицию из десяти). Высокая востребованность информации по ипотеке вместе с растущим уровнем знания об ипотеке говорит о высокой заинтересованности россиян в данной услуге. 43% опрошенных в возрасте от 18 до 24 лет и 41% опрошенных в возрасте от 25 до 34 лет сообщили о своей потребности в дополнительной информации по ипотеке (в среднем 32%).
Наиболее заинтересованными в информации по ипотеке являются жители городов с населением менее 500 тысяч человек (36% в городах с населением 100–500 тысяч человек и 34% в городах с населением менее 100 тысяч человек) и сел (34%). Наименее заинтересованы в дополнительной информации по ипотеке (20%) жители Москвы и Санкт-Петербурга.
По материалам Национального агентства финансовых исследований