Вслед за Москвой и Санкт-Петербургом российские регионы ожидает «бум» строительства современных торгово-развлекательных центров (ТРЦ). Аналитики подсчитали, что общая площадь дефицитных сегодня качественных торговых комплексов к 2010 году может увеличиться в стране примерно на 10-13 миллионов кв. м, а к 2012 году достичь 45-48 миллионов кв. м.
Инвестиции в этот сегмент недвижимости готовы направить как российские, так и зарубежные девелоперы, надеясь заработать на возросшем в последние несколько лет потребительском спросе россиян.
По данным Jones Lang LaSalle, в 2007 году объем рынка торговой недвижимости в России достиг порядка 110 миллиардов долларов и 24,4 миллионов кв. м. Однако пока большая часть этого рынка сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге. В региональных центрах уровень обеспеченности торговой недвижимостью очень разнится. В частности, указывает руководитель проектов консалтинговой компании Russian Research Group (RRG) Елена Бухарова, если в Краснодаре на тысячу жителей приходится 150 кв. м, в Нижнем Новгороде – 143 кв. м, Рязани – 70 кв. м, то в Смоленске – всего 13 кв. м.
Неудивительно, что при таком дефиците торговых площадей специалисты ожидают существенного прироста объемов строительства в российских регионах. «В ближайшие пять – шесть лет в нашей стране будет введено в эксплуатацию около 10 миллионов кв. м торговых площадей при условии сохранения стабильности развития сектора и отсутствия кризисов в экономике, – говорит управляющий партнер компании John Harr Brothers Сергей Чиннов. – А общий объем инвестиций в регионы может составить порядка 15 миллиардов долларов».
Эксперты Finstar Properties предполагают, что емкость рынка торговой недвижимости России может достичь к 2012 году 42-45 миллионов кв. м, из которых 28-30 миллионов кв. м будет приходиться на региональный рынок.