
Герои этих историй внесли свой вклад в освобождение Советского Союза от немецких захватчиков
9 мая страна отметила 80-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. В каждой семье бережно хранят воспоминания о родственниках, которые много лет назад не побоялись вступить в борьбу с фашистскими захватчиками и отстояли Родину. Продолжаем делиться историями читателей, чьи дедушки и бабушки ушли на фронт совсем юными ребятами.
Был дважды ранен и дважды возвращался на фронт: история бравого пулеметчика
Белогубов Александр Иванович

Александр стал пулеметчиком в неполные 17 лет
Анжела поделилась историей своего прадедушки. Александр Белогубов родился в татарской деревне Зюзеево 12 августа 1924 года. Летом 1941-го, в неполные 17 лет, парень был мобилизован в Московскую область, во вторую учебную Сталинскую бригаду, где обучали пулеметчиков.
Спустя 9 месяцев Александр попал в пулеметную роту, был назначен командиром пулеметного расчета. Впереди был марш-бросок до Белгорода. Из воспоминаний солдата: «Шли долго, пулеметы тащили на себе, а ведь они нелегкие: станковый „Максим“ весит 66 кило, а с охлаждением — все 70. Да, пехота-матушка! Стали приближаться к фронту, тут начались бомбежки, но мы дошли до места назначения».
В конце лета под Котельвой Александр получил осколочные ранения. До октября пулеметчик восстанавливался в госпитале, затем был направлен в запасной полк, который маршем шел на освобожденный Киев. С ноября 1943-го парень продолжил воевать в составе 54-й Гвардейской танковой бригады, в батальоне автоматчиков. С большими боями и потерями пробивались в сторону Житомира — освободили Бердичев, Малин, множество небольших населенных пунктов.
В январе 1944-го началась знаменитая Корсунь-Шевченковская операция, которая привела ко «второму Сталинграду» на Днепровском побережье, окружению и уничтожению десяти дивизий и бригад врага. Здесь Александр снова получил тяжелое ранение двумя пулями, одна из которых оказалась разрывной.
Александр вспоминал: «Очнулся в хате, раны очищены и перевязаны. Сам двигаться не мог. Потом был санитарный поезд, везли в Курганскую область, где мне пришлось лечиться несколько месяцев. После попал в Камышлов Свердловской области в „выздоравливающий“ батальон, выучился на радиста и вернулся на фронт.
Привезли нас на границу с Польшей, в город Владимир-Волынский. Готовилось большое наступление, потом, еще до рассвета, началось: артподготовка по всему участку фронта, два часа непрерывного огня, дальнобойные пушки, катюши, сверху бомбила авиация. Кругом воронка на воронке, сожженный лес, выгоревшая земля. В районе Бунцлау вышли к Одеру, остановились. Занимались разминированием всего, что немцы, отступая, заминировали».
После войны и до самой смерти Александр Белогубов жил в Челябинске. Ветерана не стало в 2021 году, ему было 96 лет.
Как молодой командир минометного расчета и пять его товарищей встали перед сотней немцев
Стариков Александр Иванович

На войне Александр совершил немало подвигов, за что был представлен к почетным наградам
Александра рассказала о фронтовом пути своего дедушки. Александр Стариков родился в деревне Кадкуль Красноармейского района Челябинской области 15 августа 1924 года. Окончив 8 классов, молодой человек устроился работать заведующим сельского клуба деревни Кошкуль, а 22 июня 1941 года началась война.
Жизнь изменилась — ежедневно деревни покидали колонны мужчин с котомками за плечами: шли на войну. Совесть не позволила Александру сидеть в тылу. Молодой человек исправил в свидетельстве дату рождения и отправился добровольцем на фронт. С июня 1942-го по март 1947 года служил командиром минометного расчета 220-го минометного полка 14-й минометной бригады в составе Уральского, Северо-Западного фронтов, Брянского, Степного и второго Украинского фронтов.
20 февраля 1943 года 220-й минометный полк был брошен в наступление Северо-Западного фронта: Красная армия проводила Демянскую наступательную операцию. В мае солдат перебросили на Брянское направление, затем на Орловское, где в составе второго Украинского фронта командир минометного расчета второго дивизиона пятой батареи сержант Стариков стал участником Болховского прорыва.

Командир минометного расчета второго дивизиона пятой батареи сержант Стариков (крайний справа)
Близ деревни Толмачево полк Александра участвовал в тяжелых боях: перед сотней гитлеровцев встали всего шесть советских солдат. Командиры приняли решение принять встречный бой, сумев уничтожить пулеметные точки, поджечь два блиндажа и рассеять автоматчиков. За отвагу в неравной схватке Александр и его героические товарищи были представлены к награде «За боевые заслуги».
При форсировании реки Тисы Александр был ранен осколком в грудь, но после лечения в госпитале вернулся на фронт. 21 января 1945 года, уточняя огневые точки противника, столкнулся с группой немцев. Не растерявшись, поразил трех солдат из автомата и взял в плен четвертого. Тот предоставил Старикову ценные сведения о расположении огня и рассказал о готовящейся контратаке, которая в результате была вовремя отбита с большими потерями для немецкой армии. За этот эпизод Александр был награжден орденом Славы.

Александр с любимой женой Антониной
Были и другие награды: «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», «За взятие Будапешта», «20 лет Победы в Великой Отечественной войне», «50 лет Вооруженных Сил СССР».
В 1947 году Александр вернулся домой. Его встретила родня. Мирная жизнь отважного солдата сложилась удачно: он начал работу заместителем уполномоченного Министерства заготовок СССР в Сосновском районе, затем в Сосновском райисполкоме и встретил свою любовь.
«Повар на войне главнее генерала»: хрупкая девушка, рискуя жизнью, носила к окопам термосы с едой
Попова Антонина Ивановна

В молодости Антонина Ивановна была военным поваром. Ей ежедневно приходилось рисковать жизнью
Историей бабушки Антонины поделился наш читатель Сергей. Она родилась в Ревде Свердловской области в 1921 году. По воспоминаниям Антонины, довоенная жизнь была тяжелой. Чтобы помочь родителям прокормить семью, в которой было шестеро детей, после окончания школы-семилетки Тоня работала весовщицей на железнодорожной станции Капралово.
Когда 22 июня девушка узнала сокрушающую новость, сразу решила пойти на фронт. Однако юной Тоне пришлось долго обивать порог военкомата, прежде чем в августе 1942-го ее желание сбылось.
— Мы с другими девушками-добровольцами решили идти на фронт санитарками, но получили направления в училище, где готовили поваров. Там же мы проходили боевую подготовку, — рассказывала Антонина.
Фронтовая жизнь Тони началась в 37-й гвардейской дивизии 114-го полка 2-го Белорусского фронта. Девушке предстоял самоотверженный труд — не только готовить еду для бойцов, но и загружать ее в термосы, затаскивать на телегу, отвозить к окопам, а затем нести на себе тяжелую ношу до ближайшего укрытия. Каждый раз Антонина молилась: «Только бы обратно тащить не пришлось». Случалось, что на линии окопов оказывалось пусто, одни тела солдат лежали кругом.
Из воспоминаний Антонины: «Однажды чуть с голода не погибли под Брянском. Нас человек 30 было, заблудились, тропы найти не можем: темный лес стоит стеной. Много дней плутали, думали, всё, конец. Чтобы раздобыть пищу, наши бойцы решились на отчаянный поступок. Рядом были немцы, слышно было, как они что-то насвистывают на губных гармошках. Рискуя жизнью, молодой разведчик вытащил из их окопов термос, а там вместо продуктов оказался спирт. Расстроились было, но он пригодился для обработки ран. А из леса нас вскоре вывел местный житель».
Выполняя работу, девушка дважды была ранена. Во второй раз легко отделаться не удалось — Антонина попала в госпиталь. Помнила, как ее выносили на руках из-под огня, затем очнулась в госпитале, уже после операции. Часть Тони ушла далеко вперед, но девушка сумела догнать бойцов. Окончательно ее списали после сильной контузии, полученной при контрнаступлении, отправили в тыл поправлять здоровье. А вскоре война закончилась.
Вернувшись домой, девушка устроилась на прежнее место, вскоре освоила новые профессии, чтобы помогать восстанавливать хозяйство, вышла замуж и родила троих детей. В архиве Антонина хранила карты и туристские проспекты мест, где когда-то проходила военными дорогами. Она называла их страшными книгами: слишком тягостны были воспоминания.