Режиссер: Ридли Скотт. В ролях: Дэнзел Вашингтон, Расселл Кроу, Кьюба Гудинг-мл., Джош Бролин и другие.
Кино – один из способов получить удовольствие. Причем у такого удовольствия есть даже свои рецепты. Хочется отдохнуть и расслабиться? – смело топай на очередную поп-корн-комедию или семейную рождественскую, или на романтическую. Чтобы страху нагнать или агрессию выплеснуть, другие жанры существуют. Но есть такой особый вид удовольствия, который от жанра не очень-то зависит. И посещает зрителя он почему-то редко. Это какое-то приятное чувство наполненности (мозгов и души). От того, что фильм хороший со всех или практически со всех сторон. К счастью, именно на такой вид удовольствия можно рассчитывать, посмотрев фильм Ридли Скотта «Гангстер».
Признаться, не очень люблю криминальные истории с их запутанными поворотами сюжета и разборками: кто чего кому должен, кто кого обидел, «нагрел», облапошил, перехитрил, ну и тому подобное. Вот только к «Гангстеру» такие представления о криминальном кино не подходят. Несмотря на то, что фильм исключает love story (не считая линии с женой-пуэрториканкой главного героя), на то, что в кинозале кроме нас с подругой были только мужчины, картина «зацепила» и меня и ее. Почти трехчасовое действо на экране не показалось ни нудным, ни безынтересным. Режиссеру удалось гармонично совместить драму и экшн. Напрашиваются сравнения с «Крестным отцом», на мой взгляд, не совсем уместные. Мне гораздо больше нравится аналогия с «Поймай меня, если сможешь». Но «Гангстер» все равно интереснее, и, уж конечно, не лишен черт, присущих только ему.
– Вы действительно считаете, что 100 килограммов героина можно доставить в штаты, ни на кого не работая?!
– Да.
Фильм повествует о реально существующем (и поныне живущим и здравствующем) гангстере Гарлема 70-х годов Фрэнке Лукасе (Дэнзел Вашингтон). И о копе, положившем конец его чудесно налаженному наркобизнесу, Ричи Робертсе (Расселл Кроу). В основе – реальная история. После смерти легендарного бандита Бампи Джонсона его водитель Фрэнк решает наладить наркоторговлю. Привозя из Вьетнама в гробах погибших американских солдат чистый героин, он продает его под маркой Blue Magic и по цене в два раза ниже, чем разбавленный примесями товар копов (полицейские ведь прекрасно наживаются на конфискованных наркотиках). Параллельно с бизнесом Фрэнк ведет обычную жизнь примерного семьянина, водит маму в церковь, молится перед обедом. Так что Ричи не сразу обнаружит человека, снабжающего город дозами чистого героина.
– В Нью-Джерси все сумасшедшие. Знаешь, до чего дошли? Копы ловят бандитов!
В результате разговора этих двух героев становится понятно одно – нет ни плохих, ни хороших. Четкий принцип «бандит должен сидеть в тюрьме», которого придерживается суперчестный полицейский, не состоятелен перед жизнью. «Они все равно будут колоться, даже если я сяду в тюрьму. Ты ничего не изменишь», – говорит Фрэнк своему сопернику, потом и адвокату Ричи Робертсу. Между тем отношение к самому гангстеру не может быть однозначным. Он, такой добрый, сильный и любящий, «убил сотни человек, даже не выходя из своего автомобиля». Эта неоднозначность показана ненавязчиво. И – о, счастье! – нет и намека на назидательность, так часто встречающуюся в американском кино. Те, кто охраняет закон, только и делают, что его нарушают. Тот, кто убил, не вызывает антипатии. И наоборот, честность полицейского не вызывает симпатии. Все так, как оно и было на самом деле. Так, как бывает всегда.
Среди несомненных плюсов картины – прекрасно воссозданная атмосфера Гарлема 70-х, которая буквально уносит зрителя в события фильма и не дает отвлечься. Возможно, это удалось сделать благодаря тому, что на съемках консультантами были реальные Ричи и Фрэнк. Последний вообще сказал, что 75 процентов фильма – чистая правда. Остальное, видимо, отдано на долю фантазии режиссера. Ему наверняка еще придется получить за свое творение какой-нибудь из «Оскаров». Думаю, вполне заслуженно.