Отменить штрафы за досрочное погашение микрокредита намерены российские законодатели. Кроме того, клиентам могут разрешить вообще отказаться от него в течение трех дней с момента заключения договора. Эксперты разошлись во мнениях по этому поводу. Юристы такую идею поддерживают, а представители финансовых организаций говорят, что может появиться практика отказа граждан от любых своих обязательств.
«Быстрые» деньги становятся все популярнее среди пермяков. Даже очень высокие проценты в микрофинансовых организациях не пугают клиентов, когда срочно нужны деньги. При этом, если вдруг появились средства для досрочного погашения кредита, расстаться с ним не всегда просто. Согласно действующему законодательству, клиент МФО должен предупреждать о досрочном возврате денег за тридцать дней, взимание штрафов за это также не запрещено.
Законодатели решили изменить ситуацию и внесли в Госдуму законопроект, согласно которому заемщики смогут не платить штраф за досрочный возврат кредита МФО. Кроме того, потребитель сможет отказаться от займа в течение трех дней. По мнению авторов инициативы, штрафы за досрочный возврат денег клиентом нарушают разумный баланс интересов кредиторов и заемщиков, сообщает «Российская газета». Возвращать долг с процентами потребителю придется в любом случае, а значит «нет никакого разумного обоснования права займодавцев взимать в отдельных случаях штрафы», говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Документ гласит, что конкуренция на финансовых рынках могла бы привести к отказу финансовых организаций от штрафов за досрочный возврат займов и кредитов. Но когда большинство организаций используют одинаковые способы получения дополнительной прибыли, рыночный механизм не работает. И поскольку эти способы не противоречат действующему законодательству, то компании «могут абсолютно легально применять к заемщикам несправедливые штрафные санкции».
Если поправки будут приняты, то назначать штрафы за досрочное погашение кредита или отказ от него в течение трех дней со дня заключения договора заимствования будет нельзя. Но эти правила будут распространяться на кредит, который был взят на личные цели, а не для предпринимательской деятельности. И уведомлять займодавца в этом случае заемщику не придется.
Заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании «МигКредит» Динара Юнусова рассказала, что в их организации клиент и сейчас может погасить заем досрочно без штрафных санкций. Однако, по ее мнению, такие положения должны регулироваться не законодательно, а с помощью рыночных механизмов, позволяющих одним компаниям внедрять решения, дающие конкурентные преимущества перед другими.
«Вопреки расхожему мнению, микрофинансисты (особенно крупные компании) не выдают займы «всем подряд», – отметила г-жа Юнусова. – Например, наша компания финансирует только тех клиентов, которые адекватно оценивают свои финансовые возможности, понимают из каких источников и в какие сроки они намерены отвечать по своим финансовым обязательствам. Важно не просто выдать заем, а вернуть его, построив с заемщиком долгосрочные партнерские отношения, основанные на разумном балансе интересов». По словам эксперта, принятие решение о заключении договора займа нельзя сравнивать с покупкой обуви в магазине, когда не понравившуюся пару можно вернуть в течение определенного срок. «Законодатель должен исходить из предположения, что гражданин является сознательным, ответственным и обдумывает последствия своих действий перед их совершением. В противном случае может появиться практика отказа граждан от любых своих обязательств, которые были приняты на себя, якобы под воздействием эмоций», – отметила она и добавила, что обсуждаемые поправки потенциально создают возможность неконтролируемой спекуляции со стороны недобросовестных заемщиков и развитию так называемого «потребительского экстремизма».
По словам юриста Александры Степановой, процедура регистрации микрофинансовой организации достаточно проста, поэтому их становится все больше. При этом придираться к надежности компании она не видит смысла, поскольку это они дают деньги заемщику, а не наоборот. Она отметила, что для заемщика важнее внимательно прочитать договор, посчитать реальную, а не номинальную процентную ставку и посмотреть, за что придется платить комиссии, штрафы и пени. Кроме того, следует обратить внимание, навязываются ли одновременно с займом другие услуги, например, страхование. «А законопроект этот замечательный с точки зрения заемщика, – сказала собеседница. – При нынешнем уровне развития маркетинговых технологий, когда что угодно можно всучить клиенту, эти три дня дадут человеку шанс обдумать, испугаться процентов (а проценты там очень большие) и без негативных последствий для своего кармана отказаться».