Наш постоянный читатель Эдуард Белкин уже писал в авторскую колонку пост «Не кусайся с дальнобойщиком!». А вот еще одна статья, в которой он предлагает меры по снижению аварийности на дорогах. В пояснительной записке Эдуард отметил, что инициатива, быть может, покажется кому-то экстремальной, однако и ситуация на дорогах – катастрофическая...
«И меры нужны чрезвычайные. Для их воплощения необходима некая независимая структура с исключительными полномочиями и законодательными возможностями, подчиненная непосредственно президенту. ВЧК БДД – не пугает такая аббревиатура? Ну хорошо-хорошо, пусть будет Комитет дорожной безопасности – КДБ. Опять мрачные ассоциации? Да перестаньте, должны же нарушители хоть чего-то бояться. Да и президенту будет приятно.
Некоторые граждане по своим психофизическим особенностям не только неспособны участвовать в дорожном движении, но даже опасны для окружающих. Взрыв агрессии у них вызывает даже неловкий маневр соседнего автомобиля, что уж говорить о царапине, или даже аварии – неизбежен конфликт с членовредительством. По-человечески понятно желание поставить на место обнаглевшего хама или научить ездить тупого чайника, но после подобных эксцессов сотрудник КДБ мог бы направить дебошира прямиком в комитетские «застенки», где психонаркологических дел мастера дружелюбно поинтересуются, почему гражданин безобразничает. Ночные кошмары беспокоят? Пешие прогулки – лучшее средство от психозов! Да и после тяжелых аварий виновника направлять к ним на «лоботомию» – вдруг подлечить человека надо, а может, ему автомобиль вовсе противопоказан.
Логичным было бы отказаться от рассмотрения дел по лишению ВУ мировыми судьями и передать эти полномочия специальным комиссиям. В частности, в их составе должны быть судьи, специализирующиеся именно на нарушениях ПДД и 12 гл. КоАП. Казалось бы, судья – он и в Африке судья, но есть коренное отличие. Обычный судья может быть замечательным человеком. Более того, он может быть отменным специалистом в области семейного или таможенного права, но о правилах дорожного движения и анализе ДТП он порой даже понятия не имеет, и по привычке пытается адаптировать ситуацию к своему «внутреннему убеждению». И этот человек будет решать нашу судьбу? Чтобы полностью понять абсурдность такого подхода, представьте себе: вы пришли лечить зубы, а вместо стоматолога к вам в рот заглядывает, скажем, проктолог (тоже врач, между прочим, мединститут заканчивал).
– Ну-с, батенька, раздвиньте-ка ягодицы! Что? Ах, это лицо…
Вы будете сидеть с открытым ртом или убежите подальше от этой клиники? Вот то-то и оно…
Всплывает иногда в прессе идея об использовании в суде записи видеорегистратора, но тут же тонет в бюрократической трясине. Едва ли не каждый второй водитель готов предоставить снятые им кадры нарушений, единственный критерий их пригодности – возможность идентификации нарушителя. Но что-то мешает использовать эти записи для выявления нарушителей, говорят, законы не те. Не дождавшись реакции властей, граждане сообща (хвала Интернету!) сами находят особо оборзевших злоумышленников, и делают это гораздо эффективней «профессионалов», живущих на налоги тех самых граждан. Вот вроде бы справедливо, сами поймали, сами и накажем! Но нет – «Нарушение законности! Самосуд – уголовное преступление!» – это Фемида проснулась. И тут же опять уснула, присудив нарушителю смешной штраф. Теперь все законно.
Помните дружинников (в былые времена была такая общественная нагрузка)? Не тех, которые дружной толпой шугали по дворам алкашей и мелких хулиганов, а автомобильных. От каждого автопредприятия несколько водителей с красными повязками на рукаве помогали настоящим гаишникам выявлять нарушителей. Сегодня для этой цели подойдет группа курсантов автошколы. Вот оно, советское ноу-хау в современной интерпретации – взял камеру и стой, снимай самых настырных. Вечером всей группой – разбор отснятого, квалификация нарушения и идентификация нарушителя; выявленных лиходеев – в дальнейшую разработку. Прямо таки роскошная «теоретическая практика» для будущих водителей и прочих добровольцев.
Кстати, о добровольцах. Думаю, в них недостатка не будет, если правильно договориться с сотовыми операторами. «Пришли на короткий номер фото 10 нарушителей ПДД и получи 10 дней безлимитного Интернета в подарок!». Пришлют-пришлют, еще и в очередь встанут. Пора уже реабилитировать бедного Павлика, не для себя парень старался. По всему выходит, коммунисты наперед знали, где мы начнем спотыкаться на пути к «свободному обществу», и загодя подстелили соломки в виде своих бессмертных идей.
«Совершенно неважно, в чей карман уходят штрафы. Главное, чтобы нарушитель понес наказание». Клянусь, не я придумал, это какой-то важный дяденька по телевизору сказал. Я был слегка озадачен таким откровением, поэтому фамилию его не запомнил. Потом, по здравому рассуждению, пришел к выводу – в нашем тяжелом случае цель оправдывает средства, и если невозможно победить коррупцию, то надо ее узаконить. Схема такая: минимальный штраф сегодня – 500 рублей. Печатаем номерные квитанции номиналом 250 руб. и под подпись выдаем гаишникам, ППСникам, – всем, кто имеет право составления протоколов об административных правонарушениях. Они фиксируют нарушение на видео, останавливают нарушителя и предлагают дилемму – штраф на месте в половинном размере с выдачей квитанции, либо, в случае несогласия с нарушением, протокол по полной со всеми вытекающими. Вся выручка вместе с корешками квитанций поступает в отделение, а там пусть пилят, как привыкли, – кому вершки, кому корешки.
Казалось бы, квитанции при таком подходе и не нужны вовсе, но есть некоторые моменты. Психологический, квитанция – это некая гарантия, что данное безобразие творится с ведома государства и для его пользы. Контрольный, чтобы избежать двойного штрафования. Ну и статистический, считать нарушителей все-таки надо. Может, и налоговая заинтересуется.
Что вы знаете о Сингапуре? Согласен, там жарко. А еще там очень быстро победили коррупцию и вообще навели всяческий порядок. Как? Да очень просто – там применяются телесные наказания. Сегодня это самая чистая и самая безопасная в мире страна.
Да-да, я за то, чтобы перенимать передовой опыт успешных стран. Ну а как, скажите, нам поступить с человеком на 156 (!) лет лишенным ВУ – он же все равно за руль полезет? Или с любым другим, страстно желающим побить этот «рекорд»? Определить такого очень просто – достаточно пару минут постоять на любом оживленном перекрестке. Он появляется на большой скорости, объезжает по встречке стоящих на светофоре и через три ряда, на красный, поворачивает направо.
Бить такого человека рублем – бесполезное занятие. Чтобы наказание было сколь-нибудь эффективным, к этому рублю надо привязать двухметровую дубину; и только после того, как наш человек очнется и почешет обе половинки своей сущности, можно надеяться, что намек будет понят и правильно истолкован. Надо ли говорить, что десять, к примеру, кнутов он запомнит гораздо лучше, чем 10 тысяч штрафа?
Или другой вариант. Установить совсем уж дикие санкции, скажем, сто тысяч за встречку. И не надо бегать от приставов, нет денег – альтернативное наказание – сто розог. Свобода выбора в действии. Вот только не надо кричать, что телесные наказания – это средневековая дикость, а Россия – культурная страна. Я и не спорю, страна – культурная. А вот некоторые граждане явно подкачали.
Как ни ужесточай ответственность водителей за ДТП с жертвами, они были и, к сожалению, будут. Никто не хочет никого убивать осознанно. Само получается. «Я езжу аккуратно, у меня большой опыт / хорошая машина / новая резина / отличная реакция. Со мной просто не может такого случиться». У пешеходов в подсознании крутится аналогичная мантра. Да проснитесь же вы, наконец! Телевизор не смотрите? Газеты не читаете? Увиденные вами на дорогах аварии ничему не учат? А ведь их участники думали так же, как и вы. Нужно ломать подобный менталитет, с корнем выдирать. Все мы сделаны из мяса, костей и небольшого количества мозгов. Все мы когда-нибудь непременно умрем. Но зачем обязательно на дороге и именно сейчас?
Теперь о простом, но действенном средстве – о социальной рекламе. Несколько лет назад довольно часто по ТВ мелькали незатейливые, но талантливо сделанные ролики – «Позвоните родителям!». Вы знаете, я звонил. И не только я. Значит, работает! Почему не снять подобное по нашей теме? Не гаишника, грозящего палочкой, а смерть, слезы, страдания, чтоб по мозгам било, иначе не проймет. Только посыл нужен другой – «Не гоняй по встречке!», «Выпил – иди пешком!». Финансирование есть. Неужто оскудели талантами? Сценарий напишу бесплатно.
Еще вариант для креативщиков. Замечено – проезжая мимо аварии, все дружно снижают скорость. Не только для того, чтобы снять увиденное на телефон и поделиться с друзьями. Многие примеривают ситуацию на себя, и, философствуя о бренности бытия, невольно начинают соблюдать правила. Правда, ненадолго.
Чтобы максимально усугубить и зафиксировать данный эффект, нужно на выезде из города (пока не разогнались), устроить небольшую инсталляцию: поставить на обочине у столба в хлам разбитую иномарку. Вокруг – руки, ноги, кишки (муляжи, конечно), – в общем, все, что так нравится зевакам. И кетчупа, кетчупа побольше! Сверху – плакат с жизнеутверждающей надписью, например: «Хочешь стать таким же? Лети!».
Нет, я не кровожадный маньяк, просто посмотрел статистику ДТП по России. Вы тоже можете ознакомиться. Там такие горы трупов, что на их фоне самая изощренная фантазия выглядит детским утренником. Не убедил?
Тогда давайте спросим у пожизненных инвалидов, которые (к счастью ли?) выжили в жутких авариях. Они в силу понятных причин не могут выйти на улицу, мы их не видим, и поэтому их как бы нет. Спросим у родителей, потерявших детей под колесами самоуверенного гонщика, у сирот, чьи родители просто не там переходили дорогу, – считают ли они подобные меры жестокими?
Нет, я не нагнетаю. Я лишь хочу, чтобы этот кошмар когда-нибудь закончился.
Хотелось бы завершить свое сочинение светлой, оптимистичной нотой, мол, все у нас будет хорошо!... Не получается. Тема не та.
Очень давно я услышал фаталистичное, но точное определение шоферской кармы – «Одной ногой в тюрьме, другой – в могиле». Садясь за руль, все мы превращаемся в потенциальных покойников или в возможных убийц... и если к вечеру вы не стали ни тем и ни другим, улыбнитесь – день удался!
Побольше нам всем таких дней».