По закону, трассы построенные до ноября 2007 года, не могут быть платными. Платный участок, проходящий по Задонскому и Хлевенсокму районам, был построен в 1999 году. В 2000 году было заключено соглашение об открытии экспериментального платного участка трассы. Задонцы намеревались подать иск к правительству, которое передало в доверительное управление Автодору платные участки трассы в России. Однако глава города Владимир Калугин, вопреки инициативе местных жителей, отказался подготовить обращение в суд, чтобы опротестовать решение правительства об открытии платного участка на трассе «Дон».Жители Задонска Липецкой области 12 апреля намерены провести митинг против прохождения через их город альтернативной федеральной трассы, передает ИА REGNUM.
Местные жители требуют закрыть проезд транзитных большегрузов через Задонск безо всяких предварительных условий, так как ни одна вводимая Автодором мера по снижению негативных воздействий на город, по их мнению, не улучшает ситуацию. В марте инициативная группа местных жителей обратилась к Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину с открытым письмом по этому поводу.
Обратиться к Путину и Медведеву намерены и жители близлежащих сел, отрезанных Доном после того, как утонул наплавной мост в районе села Замятино. Из-за отсутствия переправы жители 11 населенных пунктов вынуждены ездить в райцентр с крюком в 70 км в обе стороны. Жители сел, отрезанных от райцентра, выразили готовность поддержать протест против транзитной трассы, добавив свою проблему к акции протеста.
В марте жителям города пришел ответ из Госдумы, куда они обратились с проблемой. В письме говорилось, что при открытии платной трассы и при организации альтернативного участка был нарушен ряд норм и законов. Так, не был проведен референдум граждан населенных пунктов, где должна проходить альтернативная трасса.