’от€ уважением в –оссии пользуетс€ немецкий автопром, по факту мы чаще выбираем коре€нок
’от€ уважением в –оссии пользуетс€ немецкий автопром, по факту мы чаще выбираем коре€нок

¬ 2019 году продажи автомобилей в нашей стране стагнировали: наметившийс€ в 2018-м рост исс€к в апреле, и в итоге получилс€ небольшой минус: рынок упал на 2,3 %. Ќемного, но всЄ же. ¬от п€ть главных выводов о том, какие машины росси€не любили в прошлом году. » да, они предпочитали азиаток.

–осси€не предпочитают азиаток. ѕодводим необычные итоги года на автомобильном рынке

— раскосыми и жадными очами

’от€ лидером продаж осталс€ ј¬“ќ¬ј«, от былого доминировани€ нет и следа. Ќапример, в 2007 году российский завод продавал более 660 тыс€ч машин, сейчас почти вдвое меньше (362 тыс€чи). ј если суммировать результаты KIA и Hyundai, которые реализуют, по сути, одни модели в разной упаковке, то корейский аль€нс выйдет в лидеры, спасибо успеху Solaris, Rio и Creta — самого попул€рного кроссовера в –оссии. ѕравда, в зачЄте концернов лидирует Renault — Nissan — ј¬“ќ¬ј«, а аль€нс Hyundai — KIA на втором месте.

— моделью Creta корейский Hyundai очень точно угадал предпочтени€ росси€н — модель стала бестселлером с первых мес€цев продаж и не ув€дает до сих пор
— моделью Creta корейский Hyundai очень точно угадал предпочтени€ росси€н — модель стала бестселлером с первых мес€цев продаж и не ув€дает до сих пор

Ќо если посчитать рейтинг марок по их национальной принадлежности, то  оре€ будет в лидерах, слегка опережа€ даже наши марки: 407 против 401 тыс€чи проданных легковых машин. ≈сли добавить другие восточные страны, включа€ японию и  итай, доминирование азиатов становитс€ безоговорочным: 752 тыс€чи машин, или более 40% рынка.  стати, наибольшее разнообразие предлагает автопром японии. ¬ –оссии представлено 11 брендов из этой страны. ” √ермании, дл€ сравнени€, только шесть, у  ореи — три (не счита€ SsangYong, который продал за год четыре автомобил€).

ќчень ликвидны корейские марки и на вторичном рынке, особенно в диапазоне цен от 300 до 500 тыс€ч рублей.

 итай рвЄтс€ в бой (но не всегда успешно)

ƒл€ китайских марок 2019 год получилс€ кисло-сладким: продажи в 30 тыс€ч автомобилей — это немного. ƒл€ сравнени€: Toyota делает такой объЄм с кроссовером RAV4.

ћарка Lifan была лидером китайского наступлени€ ещЄ два года назад, но столкнулась с глобальными проблемами и остановила производство в  итае, что сказалось и на российских продажах. ≈сли в 2017-м Lifan реализовал около 17 тыс€ч машин, то в минувшем не дот€нул до 4 тыс€ч. ѕоследние мес€цы дилеры распродавали старые запасы, и в декабре было отгружено всего 137 «Ћифанов».

Ќа заводе под “улой наладили полноценное производство кроссоверов Haval F7, F7x и H9. ƒл€ китайских марок это прецедент
Ќа заводе под “улой наладили полноценное производство кроссоверов Haval F7, F7x и H9. ƒл€ китайских марок это прецедент

Ќо есть и обратные примеры, и самый €ркий из них — Haval. ѕосле ухода из –оссии его материнской компании, Great Wall, бренду удалось стать лидером «китайцев», только за последний год нарастив продажи вчетверо. », в отличие от предыдущих попыток, у этого успеха есть разумное объ€снение: Haval стал первой китайской маркой, запустившей в –оссии полноценное производство автомобилей, начав с пр€мого конкурента Kia Sportage — кроссовера Haval F7.

ѕомимо Haval, бодро продавались Geely (трЄхкратный рост), во многом благодар€ успеху кроссовера Geely Atlas. ѕоказал рост и Changan с его новым кроссовером CS35PLUS.

¬ любом случае китайские марки остались миноритари€ми российского рынка.

Ћузеры и триумфаторы

Ћидеры рынка выступили ровно, показав продажи на уровне 2018 года. »сключение — Nissan, который снизил продажи сразу на 20%. ќтчасти это св€зано с прекращением производства Nissan Almera, который в хорошие годы расходилс€ тиражом более 40 тыс€ч машин в год (две трети нынешних продаж Nissan). »з бестселлеров у €понской марки осталс€ лишь Qashqai.

—ильно потер€л Ford, но это предсказуемо: марка свернула де€тельность в –оссии, и вторую половину года дилеры распродавали запасы.

Ќеважно обсто€т дела у Chevrolet, который продаЄт в –оссии несколько помпезных кроссоверов и устаревающую модель Niva — продажи упали на 23%. ¬озможно, это подтолкнуло концерн General Motors продать ј¬“ќ¬ј«у акции в совместном предпри€тии, где выпускают Niva, так что скоро модель снова получит бренд Lada.

ѕремиум-сегмент стабильно рос в 2019 году. ƒеньги кончились не у всех
ѕремиум-сегмент стабильно рос в 2019 году. ƒеньги кончились не у всех

„то до триумфаторов, то из первой дес€тки сильнее всех нарастила продажи SKODA. ’орошо чувствуют себ€ премиум-марки: BMW приросла на 17%, Mercedes-Benz — на 11%, Volvo на — 14%, Porsche на — 18%, Genesis — на 24%.

Suzuki, одна из немногих «народных» марок без собственного производства в –оссии, сумела прибавить в продажах, в том числе благодар€ выходу рестайлинговой Vitara и совершенно нового Jimny.

¬ 2019 году в –оссию вернулс€ Opel, но полноценные продажи начинаютс€ только сейчас. ¬прочем, первые 13 машин были реализованы в декабре.

¬ рейтинге моделей — стабильность

—амой попул€рной моделью –оссии стала Lada Granta, сменив на этом посту Vesta — лидера 2018 года.  стати, в последние годы борьба шла жЄстка€: в 2017-м лучше всего продавались KIA Rio, за год до этого — Hyundai Solaris. ј вот в более ранние годы доминировали разные модели Lada, включа€ «√ранту», «ѕриору», « алину» и классику (2015–2107).

Ќе сдают позиции и упом€нутые корейские модели, а Creta по-прежнему опережает Renault Duster в борьбе за звание лучшего кроссовера. » опережает серьЄзно: если в момент выход « реты» на рынок они боролись ноздр€ в ноздрю, то сейчас перевес чуть ли не двукратный. ¬ сегменте среднеразмерных кроссоверов лидирует KIA Sportage, а KIA Optima хоть и уступает в продажах Toyota Camry, но не безнадЄжно: 26 против 34 тыс€ч.

SKODA Kodiaq после неважного старта в 2017 году существенно прибавила в попул€рности и сегодн€ €вл€етс€ одним из самых попул€рных кроссоверов такого формата
SKODA Kodiaq после неважного старта в 2017 году существенно прибавила в попул€рности и сегодн€ €вл€етс€ одним из самых попул€рных кроссоверов такого формата

” концерна VAG хорошо продаютс€ две пары родственных моделей Volkswagen Polo и SKODA Rapid, а также Volkswagen Tiguan и SKODA Kodiaq — последн€€ показала полуторакратный рост продаж.

Ќе сдают позиции Lada Largus и 4 x 4 («Ќива»), причЄм последнюю в очередной раз модернизировали, добавив боковую подушку безопасности. Ќо упал спрос на Lada XRAY, котора€ продаЄтс€ в три раза хуже Vesta.

Renault Arkana пытаетс€ отчасти повторить успех «ƒастера», но цена более миллиона рублей сократило количество претендентов на руку и сердце.

” Renault, помимо Duster, хорошо шЄл Logan, чуть хуже — Sandero, а новый купе-кроссовер Arkana вышел только весной и не успел попасть в топ-25 продаж.

” Toyota, помимо Camry, стабилен спрос на RAV4, который в конце прошлого года перешЄл на новую платформу.

јвтомобили оп€ть подорожали, и минимальна€ стоимость новой машины составл€ет сегодн€ 456 тыс€ч. ≈сли нужна машина дешевле, выход один — вторичный рынок, где за такие деньги можно купить не пустую Lada Granta, а компактный полноприводный кроссовер.

¬ 2020 году на рынок окончательно вернЄтс€ Opel, а SKODA и KIA начнут продажи новых компактных кроссоверов.