¬ласти прогнозируют подорожание бензина минимум на рубль
¬ласти прогнозируют подорожание бензина минимум на рубль

¬ конце июн€ истекает соглашение о заморозке цен на автомобильное топливо между правительством и нефт€ными компани€ми. ƒо заключени€ этого «пакта о ненападении» была угроза подорожани€ бензина до 50 рублей за литр, но документ позволил стабилизировать цену топлива в первой половине 2019 года. ћы вы€снили, нужно ли запасатьс€ бензином впрок и на сколько может подорожать бензин после окончани€ соглашени€.

«аморозка цен сработала, но теперь еЄ отмен€ют

—качкообразный рост цен на топливо случилс€ весной 2018 года, когда в течение мес€ца стоимость бензинов выросла на 3,5–4 рубл€ за литр. –ост цен продолжилс€ во втором полугодии, и к но€брю они обновили рекорды: например, бензин ј»-95 в среднем по –оссии стоил более 46 рублей за литр. ¬ €нваре 2019 года ожидалось еще большее подорожание из-за значительного роста акцизов и повышени€ Ќƒ—.

«аправл€тьс€ ли впрок: разбираемс€, на сколько подорожает топливо с 1 июл€

Ётому помешало соглашение между правительством и крупнейшими нефт€ными компани€ми: цены не только перестали расти, но в среднем по –оссии даже слегка упали. ¬ регионах, где рост продолжилс€, его величина была сопоставима с уровнем инфл€ции (примерно 18–20 копеек в мес€ц на литр бензина) — это одно из условий соглашени€. —качкообразный рост наблюдалс€ только в самом начале года, когда компани€м разрешили скорректировать цены на 1,7% дл€ компенсации роста Ќƒ—. ѕервоначальный вариант соглашени€ действовал до конца марта, но затем его продлили до 1 июл€.

ќднако перезаключать соглашение с нефт€ными компани€ми в правительстве не планируют, о чем еще в начале июн€ сообщил вице-премьер ƒмитрий  озак.

— »сход€ из ситуации, котора€ существует на бирже, на рынке, исход€ из мировых цен нефти, оснований к продлению соглашени€ после 1 июл€ нет, — за€вил он.

—оглашение критиковали и сами нефт€ники: так, глава «–оснефти» »горь —ечин призвал как можно быстрее вернутьс€ к рыночному регулированию цен.

“ревожные симптомы

Ёксперты неоднократно отмечали, что соглашение между правительством и нефт€ными компани€ми было отчасти лукавым, потому что пришлось на период значительного падени€ оптовых цен. ѕо данным топливной биржи —ѕбћ“—Ѕ, оптова€ цена на бензина ј»-95 в начале года снижалась до 40 тыс€ч рублей за тонну (примерно 30 рублей за литр). ¬ начале июн€ же она превысила 51 тыс€чу рублей за тонну (примерно 38 рублей за литр). ѕри практически неизменных потребительских ценах на топливо рознична€ маржа сократилась примерно на 8 рублей с литра, что оказывает давление на цены.

«аправл€тьс€ ли впрок: разбираемс€, на сколько подорожает топливо с 1 июл€

≈сли «средние по больнице» цифры укладываютс€ в пределы инфл€ции, то в р€де регионов топливо начало дорожать опережающими темпами. Ќапример, в отдельных област€х —ибири и ƒальнего ¬остока, по данным «–осстата», с начала ма€ по середину июн€ цена топлива повысилась на 8% (примерно на 3,5 рубл€ за литр), то есть в тех же темпах, что и весной прошлого года. –ост цен в начале лета взволновал и жителей Ќовосибирска.

„то будет после 1 июл€

«авершение срока действи€ соглашени€ не означает, что рынок переходит в фазу бесконтрольного ценообразовани€. —итуацию прокомментировал эксперт «Ќезависимого топливного союза» —ергей Ѕойко:

— “ребовани€ об удержании цен в коридоре инфл€ции по-прежнему сохран€етс€ в €вном виде, поэтому крупные нефт€ные компании не могут наращивать розничную стоимость бесконтрольно, — объ€снил он. —  роме того, более благопри€тными дл€ них станов€тс€ услови€ так называемого компенсационного демпфера.

—табильность цен оплачиваетс€ бюджетными миллиардами, чтобы компенсировать нефт€никам недополученную прибыль 
—табильность цен оплачиваетс€ бюджетными миллиардами, чтобы компенсировать нефт€никам недополученную прибыль 

ƒемпфером называетс€ схема, при которой нефт€ные компании получают из бюджета 70-процентную компенсацию недополученных доходов в случае, если экспортные цены на нефтепродукты превышают обозначенные в соглашении пороги. — начала года дл€ бензина эта планка составл€ла 55 тыс€ч рублей за тонну, а дл€ дизтоплива — 50 тыс€ч рублей. “еперь оба порога снизили на четыре тыс€чи до 51 и 46 тыс€ч рублей соответственно. Ёто означает, что при прочих равных нефт€ные компании будут получать компенсацию правительства чаще и в большем объеме.

Ёто, по замыслу правительства, удержит рост стоимости топлива на уровне инфл€ции. «начит, средн€€ цена бензина ј»-95 по –оссии в декабре 2019 года составит 46,6 рубл€ за литр.

ѕока же цены дав€т вверх сезонные факторы, но в правительстве надеютс€ скомпенсировать это регулированием поставок на биржу.

ѕочему дорожает с востока

Ќесмотр€ на все усили€, вспышки «топливной инфл€ции» случаютс€. ѕо мнению экспертов, это св€зано со сложной структурой топливного рынка, в том числе поведением независимых игроков.

—итуацию прокомментировал директор ÷ентра исследований проблем реальной экономики при –Ё” им. ѕлеханова јндрей Ѕыстров:

— ÷еновые изменени€ во второй половине ма€ заметны из-за ценовой политики небольших ј«—, трейдеров, а также [снижени€] биржевых объемов топлива. ¬ частности, дол€ поставок «–оснефти» снизилась на 25 процентных пунктов, до 15%. ќднако объемы не ушли на экспорт — их попросту не произвели из-за закрыти€ заводов на плановое техобслуживание. ѕри этом, чтобы не допустить резкого роста цен в дальнейшем, компании «Ћукойл» и «—ургутнефтегаз» пообещали перевести на внутренний рынок часть своего экспорта.

¬ли€ние частных ј«— на цены отметил и —ергей Ѕойко:

— Ќа ƒальнем ¬остоке дол€ независимых ј«— выше, потому что крупные игроки не считают малонаселенные регионы –оссии привлекательными. ѕоэтому восточные регионы в первую очередь ощущают изменение конъюнктуры топливного рынка. ѕо этой причине топливо дорожает у них раньше и резче, чем в остальной –оссии.

ѕо словам эксперта, независимые ј«— повышают цены не от хорошей жизни, а из-за значительного роста оптовых цен.

— ¬ начале года ситуаци€ была относительно комфортна из-за существенного падени€ оптовых цен, что позвол€ло удерживать маржу на приемлемом уровне, — по€снил он. — —ейчас же большинство независимых ј«— оп€ть оказались в ситуации, когда маржа стремитс€ к нулю или отрицательным значени€м, поэтому нужно выбирать: либо ставить выгодную цену, тер€€ объемы, либо работать на количество, жертву€ прибылью.

„астные ј«— (часто безым€нные) всегда привлекали низкой ценой, но резкий рост оптовой цены в первой половине 2019 года поставил их перед выбором: держать низкую цену себе в убыток, снижать качество или продавать топливо дороже, чем на ј«— крупных игроков
„астные ј«— (часто безым€нные) всегда привлекали низкой ценой, но резкий рост оптовой цены в первой половине 2019 года поставил их перед выбором: держать низкую цену себе в убыток, снижать качество или продавать топливо дороже, чем на ј«— крупных игроков

ѕо словам —ерге€ Ѕойко, эти же проблемы характерны дл€ крупных нефт€ных компаний, но поскольку они контролируют всю цепочку производства и продажи нефтепродуктов, они могут компенсировать прибыль, упущенную в рознице, за счет других стадий.  роме того, крупным игрокам положена компенсаци€ от правительства. ¬сЄ это приводит к постепенному вымыванию независимых ј«— с рынка и усилению монопольных позиций крупных производителей топлива.

“ем не менее резкого скачка розничных цен на топливо после 1 июл€ не ожидаетс€: у правительства остаетс€ еще достаточно рычагов, чтобы воспреп€тствовать эскалации стоимости топлива.

— ¬ целом ситуаци€ на топливном рынке отражает действующее соглашение между правительством и крупными нефт€ными компани€ми, — резюмировал јндрей Ѕыстров.

¬ице-премьер правительства ƒмитрий  озак также подчеркнул, что рост стоимости топлива до конца года не превысит нынешних уровней:

— ћы вносим корректировки в механизм демпфера, налоговое законодательство и поэтому все вз€тые на себ€ об€зательства по недопущению роста цен на топливо мы выполним.

¬есной удалось избежать скачка цен на бензин, но за это нефт€ные компании получили щедрую компенсацию.