–аллийные дороги зимой почти всегда заснежены, а покрытие очень переменчиво
–аллийные дороги зимой почти всегда заснежены, а покрытие очень переменчиво

 то знает о зимнем вождении больше, чем раллийные пилоты, которые езд€т по снежному покрытию без скоростных лимитов? ћы попросили чемпионов ≈вропы по авторалли (U28), пилота Ќикола€ √р€зина и его штурмана ярослава ‘Єдорова, поделитьс€ опытом зимнего вождени€, по крайней мере, в той его части, что применима дл€ обычных водителей и неубранных дорог. ¬ путь!

¬идео: newsHShD / Youtube.com

„итайте покрытие, как книгу

“ипичные зимние аварии почти всегда св€заны с неумением водител€ «прочитать» тип покрыти€. »менно поэтому в каждый снегопад город встаЄт в пробках.

— ѕростой совет: выехали утром на дорогу и, убедившись в безопасности, попробуйте несколько раз интенсивно затормозить, чтобы пон€ть, насколько скользка€ дорога и хорошо ли машина замедл€етс€, — объ€сн€ет ярослав ‘едоров. —  ол€ часто использует этот приЄм, когда после длинной пр€мой идЄт интенсивное торможение перед крутым поворотом или ретардером на переменчивом покрытии.

„ел€бинец ярослав ‘Єдоров много лет работает раллийным штурманом, и прошлый сезон стал самым успешным в его карьере
„ел€бинец ярослав ‘Єдоров много лет работает раллийным штурманом, и прошлый сезон стал самым успешным в его карьере

ƒержите колЄса пр€мее

Ќиколай √р€зин добавл€ет, что эффективнее всего разгон€тьс€ и тормозить на пр€мых колЄсах без поворота рул€.

ќсобенно коварен снос автомобил€, то есть боковое скольжение передней оси: водителю кажетс€, что машина поворачивает недостаточно, и он выкручивает руль посильнее, что лишь усугубл€ет ситуацию.

—  ак бы ни было страшно, в случае сноса руль нужно распр€мл€ть, — говорит Ќиколай.

«имой полезно потренироватьс€ на безопасной заснеженной площадке или даже пройти курсы контраварийной подготовки
«имой полезно потренироватьс€ на безопасной заснеженной площадке или даже пройти курсы контраварийной подготовки

¬ случае заноса на передне- и полноприводных автомобил€х нельз€ бросать газ.

— “€га на ведущих колЄсах стабилизирует автомобиль и делает его подконтрольным вам, — объ€сн€ет ярослав. — –езко бросив газ и ударив по тормозам, вы, скорее всего, спровоцируете разворот автомобил€, что крайне опасно.

ќ том, что что делать в случае заноса, мы уже подробно разбирали на примерах из жизни.

— » ещЄ совет, который годитс€ и дл€ гонок, и дл€ обычной езды: делать всЄ нужно быстро, но плавно, — объ€сн€ет Ќиколай. — –езкость на скользких покрыти€х не только снижает скорость, но и повышает риски сноса и заноса. ¬ первую очередь важно сохранить баланс автомобил€, поэтому любой манЄвр, даже экстренный, нужно делать настолько плавно, насколько позвол€ет ситуаци€.

ѕилот Ќиколай √р€зин в паре с ярославом ‘Єдоровым стал первым росси€нином, кому удалось выиграть сложнейшие зимние этапы чемпионатов Ќорвегии и ‘инл€ндии 
ѕилот Ќиколай √р€зин в паре с ярославом ‘Єдоровым стал первым росси€нином, кому удалось выиграть сложнейшие зимние этапы чемпионатов Ќорвегии и ‘инл€ндии 

¬ чужой колее

≈щЄ один атрибут зимних дорог — коле€, попав в которую, можно испытать массу острых ощущений: машина не слушаетс€ рул€, а сам руль норовит дать по пальцам.

— ќбщее правило: с колеЄй не нужно боротьс€ без необходимости, — считает Ќиколай. — ¬ гонках мы активно использует колею, которую набили перед нами другие участники. ÷епл€€сь и упира€сь в неЄ, можно ехать быстрее.

¬прочем, колеи опасны тем, что автомобиль из них периодически выбрасывает в неконтролируемой манере, причЄм зачастую такой исход провоцирует сам водитель, стрем€сь поскорее выбратьс€ из колейного плена.

— ѕри выезде из колеи делайте всЄ уверенно, но будьте готовы, что у автомобил€ может развитьс€ снос или занос, — добавл€ет Ќиколай.

 стати, эффект колеи зимой могут создать трамвайные рельсы при движении вдоль них.

¬идео: SportsRacingTech / Youtube.com

Ќе пытайтесь удивить случайных зрителей

— Ѕыстрой ездой вы мен€ не удивите, а спокойной порадуете — эту фразу € обычно говорю таксистам, — смеЄтс€ ярослав ‘Єдоров.

ќн советует забыть детские комплексы и выбирать скорость с учЄтом состо€ни€ дороги и возможностей автомобил€, а не личных амбиций. Ѕыстра€ езда зимой если и может кого-то удивить, то группу разбора ƒ“ѕ.

— ƒл€ начинающих автоспортсменов есть такой принцип «√лавное — финиш», — говорит Ќиколай. — Ќе доехав до финиша, не наберЄшь боевых километров и ценных очков. „емпионат невозможно выиграть в первом повороте, но там его можно проиграть.

ѕомимо скорости, в автоспорте важна безаварийность, а на дороге это качество и вовсе в приоритете
ѕомимо скорости, в автоспорте важна безаварийность, а на дороге это качество и вовсе в приоритете

Ёлектронные протезы

ј насколько, с точки зрени€ гонщиков, важны электронные помощники — јЅ—, ESP, противобуксовочна€ система и прочие?

—  онечно, они облегчают жизнь и часто выручают, — говорит ярослав. — Ќо важно не переоценивать их возможностей, потому что физику они не отмен€ют. ѕлюс каждое их срабатывание означает, что какие-то действи€ водител€ были неправильными: он слишком резко нажал на тормоз, очень быстро заехал в поворот, чересчур резко выверну руль и так далее. Ћюбое мерцание лампочки ESP нужно использовать как повод дл€ анализа своих действий и совершенствовани€ мастерства.

ѕодготовка автомобил€

Ќа гражданском автомобиле важно контролировать уровни всех жидкостей, а перед морозами заменить те, что отработали срок или просто не подход€т по сезону. Ѕольша€ часть технических жидкостей в автомобиле всесезонна€, но можно выбрать, например, более «морозоустойчивый» сорт моторного масла. ¬ обозначении 5W30 перва€ цифра отражает низкотемпературные свойства, и чем она ниже, тем, как правило, легче запускаетс€ автомобиль.

— Ќе лишним будет посмотреть состо€ние тормозных колодок и, конечно, проверить аккумул€тор, — советует ярослав ‘Єдоров. — ѕри желании можно поставить «зимние» щЄтки стеклоочистител€.

 стати, в авторалли техническим жидкост€м удел€ют самое пристальное внимание: моторное масло мен€ют каждые 300 километров, тогда как у обычного автомобил€ — раз в 7–15 тыс€ч километров.

«имой автогонщики используют узкую шипованную резину
«имой автогонщики используют узкую шипованную резину

» очень важны шины.

— Ќа один этап чемпионата ≈вропы нам положено 16 покрышек, выбор которых нередко определ€ет результат: ошибки такого рода обход€тс€ очень дорого, — объ€сн€ет Ќиколай √р€зин. — «имой мы используем специальные узкие шины с высотой рабочего шипа 4,5 миллиметра.

„то касаетс€ обычных дорог, то в холода резина должна быть зимней и в хорошем состо€нии, а будет ли она шипованной или фрикционной — это, по большому счЄту, дело вкуса.

— Ќа зимние гонки мы всегда берЄм комплект «средств спасени€», который полезен и в обычной машине, — рассказывает ярослав. —  роме буксировочного троса и минимального набора инструментов, с нами всегда есть лопата и пара тЄплых курток на случай «убора». ¬ гражданский автомобиль € бы положил ещЄ провода дл€ «прикуривани€» и щЄтку со скребком.

√лавный совет

— ѕолучайте удовольствие от езды зимой, — смеЄтс€ ярослав. — ƒаже если дороги почищены неидеально.

—нежных дорог не нужно бо€тьс€ — по ним нужно уметь ездить
—нежных дорог не нужно бо€тьс€ — по ним нужно уметь ездить

„тиво-«незамерзайка»: что ещЄ нужно знать автомобилисту зимой

ћы уже писали о том, как правильно выбрать незамерзайку. ¬ нелегальной продукции есть метиловый спирт, который требует аккуратного обращени€.

ј вот п€ть советов новичкам, как запускать мотор зимой.

«имой нужно уделить внимание аккумул€тору: вот как обнаружить проблему с батареей и решить еЄ.

„итайте также о том, нужно ли греть машину в морозы.

Ќашими экспертами в этом материале выступили чел€бинец ярослав ‘Єдоров и москвич Ќиколай √р€зин, которые в составе экипажа выиграли юниорский зачЄт чемпионата ≈вропы по авторалли на SKODA Fabia R5. ¬ следующем году они переход€т в высшую категорию ралли — мировой чемпионат WRC.