Renault Duster — единственный автомобиль из топ-25, который не подорожал осенью (он крупно подорожал весной)
Renault Duster — единственный автомобиль из топ-25, который не подорожал осенью (он крупно подорожал весной)

–ост цен на автомобили продолжаетс€ весь 2018 год, но осенью процесс стал более интенсивным: р€д марок переписали прайс-листы дважды за мес€ц. ј следующий виток подорожани€ эксперты ждут уже в €нваре, поэтому рост цен не ослабл€ет спроса. 

ѕлюс двадцать и повторить

¬ период с начала окт€бр€ по середину но€бр€ цены переписали практически все значимые дл€ авторынка марки. “ак, в списке топ-15 наиболее попул€рных автобрендов нет ни одного, кто не подн€л цену хот€ бы на пару моделей, а в иных случа€х — на весь модельный р€д оптом. » если в иные годы шаг прибавки нередко составл€л 10–15 тыс€ч рублей, то осенью 2018 года чаще всего приписывали сразу по 20 тыс€ч рублей.

»ногда подорожание было не€вным и приуроченным к выходу обновленной модели: так, например, обновлЄнна€ Mazda6 в базовой комплектации прибавила 74 тыс€чи рублей, рестайлинговый Kia Sportage стал дороже на 25–70 тыс€ч, «”ј«-ѕатриот» после очередного апгрейда — на 27,5 тыс€чи (верси€ « лассик»).

«”ј«-ѕатриот» обзавелс€ удешевленной версией, но даже она дороже прежней базовой 
«”ј«-ѕатриот» обзавелс€ удешевленной версией, но даже она дороже прежней базовой 

Ќо цены на большую часть моделей росли безотносительно обновлений, и процесс был настолько массовым, что сложно вы€вить наиболее пострадавший сегмент. ¬ списке подорожавших — отечественные бестселлеры (Lada Vesta и Largus), попул€рные иномарки (Kia Rio, Hyundai Solaris), импортируемые модели (Suzuki Vitara, Subaru Outback), нишевые модели (Mitsubishi L200, Jeep Renegade, Toyota Hilux, Ford Explorer), премиальные (Porsche Panamera, Mercedes-Benz E-класса, несколько Volvo), китайские автомобили (Geely Atlas, Chery Tiggo).

ј¬“ќ¬ј« долго пыталс€ удерживать цену Vesta, но теперь она дорожает примерно в темпе рынка: базовый седан стоит без малого 600 тыс€ч 
ј¬“ќ¬ј« долго пыталс€ удерживать цену Vesta, но теперь она дорожает примерно в темпе рынка: базовый седан стоит без малого 600 тыс€ч 

ј р€д марок умудрились переписать ценники дважды: например, вышедший только в августе Kia Ceed подрожал на 15 тыс€ч в конце окт€бр€, а затем ещЄ на 20 тыс€ч в середине но€бр€. » если в конце лета Ceed предыдущего поколени€ стоила от 860 тыс€ч, то новинку сразу оценили минимум в 950 тыс€ч, а теперь еЄ цена начинаетс€ от 985 тыс€ч.

Skoda дважды за окт€брь-но€брь скорректировала цена на Octavia, Superb, Rapid и Kodiaq, причЄм максимальна€ прибавка в обоих случа€х превысила 40 тыс€ч рублей.

Datsun on-Do подорожал на 5 тыс€ч рублей: умеренный рост объ€сн€етс€, скорее, скромными результатами продаж в 2018 году
Datsun on-Do подорожал на 5 тыс€ч рублей: умеренный рост объ€сн€етс€, скорее, скромными результатами продаж в 2018 году

«а осень изменились цены почти на все модели Ford, причем кроссовер EcoSport пережил эту непри€тность дважды. ƒважды прибавили в цене попул€рные модели Toyota, Mazda, Mitsubishi, Suzuki и так далее.

ћы постарались отыскать среди топ-25 самых попул€рных моделей наиболее «стабильную» по цене, и оказалось, что дольше всех держитс€ Renault Duster — последний раз он дорожал в апреле 2018 года, правда, существенно — на 30–45 тыс€ч рублей. ќстальные участники рейтинга в течение осени стали дороже хот€ бы в одной из комплектаций.

¬ очередной раз цены на автомобили установили исторический рекорд. Ќапример, в €нваре 2015 года Renault Logan стоил от 440 тыс€ч, сейчас — от 554 тыс€ч. ƒл€ Hyundai Solaris, сменившего поколение, прибавка ещЄ более пугающа€: 495 и 695 тыс€ч рублей соответственно.

¬алютный прессинг

ќсновной причиной роста цен эксперты называют переменчивые курсы валют. ¬ марте доллар колебалс€ в диапазоне 57–58 рублей, затем ступенчато подрос до 62–63 рублей, летом чуть не пробил 70 рублей, а сейчас находитс€ в коридоре 65–68 рублей. ѕрибавка относительно весны составл€ет 15–16%, и если перевести это на €зык автомобильных цен, то дл€ модели стоимостью 600 тыс€ч рублей (бюджетный сегмент) прибавка должна составл€ть пор€дка 90 тыс€ч.

Ќа деле, конечно, всЄ сложнее, например, у моделей разна€ дол€ валютной себестоимости, а сам процесс подорожани€ раст€гиваетс€ во времени и дробитс€ на этапы. ѕринципы ценообразовани€ автомобильных компаний по€снил исполнительный директор ассоциации автодилеров „ел€бинской области јлександр –улевский:

— –ешение о повышении цены дл€ любой марки обычно сложное и выстраданное, которое много раз взвешивают и обсуждают. ” многих компаний есть внутренний курс валют, который мен€етс€ реже, чем реальный, чтобы не переписывать ценники в еженедельном режиме. » когда компани€ видит сильное расхождение реального курса и внутреннего, скажем, до 15%, она анализирует необходимость поднимать цену.

Skoda Kodiaq сохранил базовую стоимость в 1,339 млн рублей, но другие версии подорожали: например, 150-сильные бензиновые модели прибавили с лета 60 тыс€ч рублей
Skoda Kodiaq сохранил базовую стоимость в 1,339 млн рублей, но другие версии подорожали: например, 150-сильные бензиновые модели прибавили с лета 60 тыс€ч рублей

Ёксперт добавл€ет, что корректировка цен обычно раст€нута во времени и не повтор€ет колебани€ курсов валют. Ќапример, при поставке новых моделей существует «лаг» от нескольких недель до нескольких мес€цев, поэтому подорожавшие машины могут добратьс€ до автосалонов позже, чем произошло удорожание валют.

— ѕоскольку кажда€ компани€ выбирает стратегию индивидуально, бывают случаи, что момент повышени€ цен совпадает с временным снижением курсов валют, что создает впечатление аномалии, — говорит јлександр –улевский. —  омпании просто отыгрывают повышение, которое случилось на несколько недель ранее.

¬ этом году были и другие поводы дл€ роста цен: повышение утилизационного сбора и акцизов, отмена льготного режима на ввоз компонентов, обща€ инфл€ци€. Ќо если другие факторы хот€ бы отчасти компенсируют правительственными льготами (например, така€ схема работает в отношении утилизационного сбора), то колебани€ курсов валют бьют по авторынку напр€мую.

—  онечно, основной причиной €вл€етс€ падение курса рубл€, — считает эксперт агентства «јвтостат» јзат “имерханов. — “акже нужно учитывать предсто€щее повышение Ќƒ—, к которому производители готов€тс€ заранее. »х ценова€ политика отличаетс€: многое зависит от уровн€ локализации, доли импортируемых моделей и прочих факторов. Ќо в одном все схожи: цены мен€ют постепенно, а не резко, чтобы не отпугнуть покупателей.

 стати, неверно думать, что собираемые в –оссии автомобили, даже отечественных брендов, не имеют валютной части себестоимости: например, первоначальна€ локализаци€ Lada Vesta оценивалась менее чем в 50%, хот€ после перехода на полностью отечественные моторы возросла до 85%. Ќо даже в этих 85% не вс€ себестоимость рублева€: например, котировки цен на металлопрокат зачастую прив€заны к доллару.

Ќесгибаемые росси€не

јктивное подорожание автомобилей идЄт уже полгода, и тем не менее, динамика рынка остаетс€ положительной: по итогам 10 мес€цев продажи выросли на 14%. ѕравда, тенденци€ к затормаживанию рынка всЄ же есть, например, в окт€бре прирост упал до 8%. “ем не менее, даже рекордные цены не выгнали росси€н из автосалонов, что позвол€ет автопроизводител€м проводить более смелую ценовую политику.

— ¬ конце года рынок традиционно оживает, — по€сн€ет јлександр –улевский. — Ќо если несколько лет назад при колебани€х курсов валют росси€не «замирали» и предпочитали деньги не тратить, то теперь менталитет другой: люди наоборот спешат «капитализировать» свои накоплени€, опаса€сь ещЄ большего повышени€ цен.

» до сих пор эти опасени€ подтверждались: редкие случаи снижени€ цены, как в случае с летним «демпингом» на Ford Focus, были св€заны больше с маркетинговыми играми, чем фактическим удешевлением.

 огда вы обновл€ли свой автомобиль?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • ѕланирую в ближайшее врем€
  • ¬ этом году
  • 2–3 года назад
  • 4–5 лет назад
  • Ѕолее 5 лет назад
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€

январский рубеж

Ёксперты ожидают, что точечное подорожание продолжитс€ до конца года, а уже в €нваре ожидаетс€ новый скачок цен, св€занный в том числе с повышением Ќƒ— с 18% до 20%.

— ѕредсказать, будет ли это повышением именно на 2% или нет, практически невозможно, — считает јлександр –улевский. — Ёто будет зависеть от стратегии конкретной компании: кто-то может оставить цены, кто-то подн€ть больше, чем на 2%. ¬озможно, основна€ волна подорожани€, св€занного с Ќƒ—, про€витс€ в феврале-марте, когда в продажу поступ€т автомобили нового модельного года.

ѕодобные изменени€ нередко работают, как сигнал стартового пистолета к синхронному повышению цен.

— ¬ какой-то мере, это снимает с компаний ответственность, потому что они могут сказать: это не мы «жадничаем», это налоги растут, — говорит эксперт.

¬ целом, изменени€ стоимости валют выгл€д€т более значимым фактором, чем рост того же Ќƒ—, но всЄ вместе толкает цену автомобилей вверх. јвтодилеры настраиваютс€ на т€желое начало года.

Ќесмотр€ на рост цен, автопроизводители вывод€т на рынок массу новых моделей.