ѕодлый желтый. —амый коварный пункт ѕƒƒ

ѕункт 6.14 ѕƒƒ. ¬одител€м, которые при включении желтого сигнала или подн€тии регулировщиком руки вверх не могут остановитьс€, не прибега€ к экстренному торможению в местах, определ€емых пунктом 6.13 ѕравил, разрешаетс€ дальнейшее движение.

ѕовод дл€ лжи

јвтомобильный эксперт и автоюрист Ѕорис —туков рассказывает:

– ¬от реальна€ ситуаци€, в разборе которой € принимал участие. »так, столкнулись «“ойота» и «Ћада». ¬одитель «“ойоты» пишет в объ€снительной: «я двигалс€ со скоростью 60 км/час, когда при проезде стойки светофора загорелс€ желтый. —огласно п. 6.14 ѕƒƒ € продолжил движение. Ќо водитель ¬ј«а, нарушив п. 13.8, не уступил мне дорогу. ¬ √»Ѕƒƒ вменили водителю ¬ј«а нарушение п. 1.5 и 13.8 ѕƒƒ, но он с нарушением не согласен». “ак кто же прав, по-вашему?

ѕодлый желтый. —амый коварный пункт ѕƒƒ

Ќаш эксперт предлагает на секундочку забыть про измерение скорости в км/ч и перейти на м/с. 60 км/час – это 16,7 м/с.

– ‘аза мигани€ зеленого – пор€дка 3 секунд, фаза желтого сигнала – 3 секунды, – продолжает Ѕорис —туков. – ќтсюда несложно рассчитать рассто€ни€, на которых автомобиль находилс€ в разное врем€.

¬о-первых, в момент начала мигани€ зеленого он был минимум в 50 метрах от светофора (16,7х3), что позвол€ло замедлитьс€ без применени€ экстренного торможени€ со скорости 60 км/час.

¬о-вторых, поскольку автомобиль «Ћада» двинулс€ на зеленый (это не оспариваетс€), в момент столкновени€ «“ойоте» уже горел красный. ѕолучаетс€, что с момента включени€ дл€ неЄ желтого прошло минимум 3 секунды, а значит, она в этот момент находилась минимум в 50 метрах от места столкновени€ и не могла быть у стойки светофора, как описывает водитель (ширина перекрестка - пор€дка 10 м).

ћы несколько упростили расчет, чтобы не путать вас цифрами, однако даже он показывает, что в действительности случилось одно из двух. Ћибо скорость «“ойоты» была заметно выше за€вленной, из-за чего водитель не мог остановитьс€ до перекрестка. Ћибо, при заданных услови€х, водитель въехал на перекресток не «в начале» желтого, а уже на красный сигнал.

 огда и что разрешает желтый

—итуации, когда невозможно остановитьс€ на желтый, достаточно специфичны. Ќапример, у светофора отсутствует фаза мигани€ зеленого, поэтому желтый загораетс€ внезапно. ƒл€ торможени€ с 60 км/час современному автомобилю достаточно пор€дка 20 метров, плюс еще столько же автомобиль проедет за врем€ реакции водител€. »того остановочный пусть составл€ет в районе 40 метров. ≈сли вы находитесь на меньшей дистанции от светофора, то да, остаетс€ лишь проехать перекресток. ѕри этом за 3 секунды горени€ желтого вы будете в 50 метрах от светофора, а значит, уже за перекрестком, не создава€ угрозы поперечному потоку.

‘азы светофора описываютс€ документом ќƒћ 218.6.003-2011 «ћетодические рекомендации по проектированию светофорных объектов на автомобильных дорогах», который, к сожалению, только рекомендует наличие у светофора фазы мигани€ зеленого сигнала (об€зательно только дл€ пешеходных). “ем не менее на широких и скоростных перекрестках мигание зеленого, как правило, есть, и при разборе ƒ“ѕ это обсто€тельство учитываетс€.

ƒругой пример – очень скользкое покрытие, которое многократно увеличивает тормозной путь и не позвол€ет остановитьс€ с 60 км/час за обозначенные 50 метров, которые остаютс€ у вас до светофора с начала мигани€ зеленого. ¬прочем, если ситуаци€ настолько «скользка€», неплохо бы ехать потише, потому что п. 10.1 требует выбирать скорость, котора€ позволит водителю выполн€ть требовани€ правил.

—сыла€сь на п. 6.14 после ƒ“ѕ, водитель должен аргументировать, что, во-первых, он не пролетел на красный, во-вторых, возможности остановитьс€ на желтый без экстренного торможени€ действительно не было.

¬ жизни «разрешение» ездить на желтый приводит к следующему: увидев мигающий зеленый, водители не сбрасывают скорость, а наоборот поддают газу, таким образом в самом деле лиша€ себ€ возможности остановитьс€ без экстренного торможени€. ј после ƒ“ѕ говор€т – ехали 60 км/час.

Ќередко этим они роют себе €му, поскольку при таких исходных данных несложные расчеты, вроде приведенных выше, показывают, что они въехали на перекресток на запрещающий сигнал светофора.

ќтдельной проблемой дл€ летунов на желтый €вл€етс€ обилие регистраторов и камер видеофиксации, которые позвол€ют установить реальную картину.

 

—амый коварный пункт

ѕ. 6.14 вносит в правила непри€тную двусмысленность. Ќапример, весьма расплывчатым €вл€етс€ пон€тие экстренного торможени€: так, дл€ изношенного автомобил€ на плохих шинах экстренным (с блокировкой колес) может стать торможение, которое исправна€ машина выполнит играючи.

¬есьма проблематично доказать возможность или невозможность остановитьс€ без использовани€ экстренного торможени€, если дорожные услови€ в день аварии были специфическими: снег, лед, лужи – все это может вли€ть на тормозной путь и уводить разбирательство в область спекул€ций.

—ама формулировка п. 6.14 заставл€ет многих думать, будто желтый сигнал не относитс€ к запрещающим, а лишь «рекомендует» остановитьс€.  ак результат – бесконечный хвост медленных машин, т€нущихс€ на желтый при проезде медленных перекрестков.

ћежду тем аварии с проездом на «разрешенный желтый» возглавл€ют хит-парад городских ƒ“ѕ, а главное, без видеозаписей оказываютс€ весьма проблемными при разборе.

Ћетуны на желтый, как правило, сталкиваютс€ со своими антиподами: торопыгами, которые стартуют на сочетание красного и желтого. ≈сли где и не надо быть первым, так это при старте со светофора.

ƒругой риск – врезатьс€ в автомобиль, поворачивающий налево, водитель которого предположил, что встречный поток останавливаетс€. ѕравда, в этом случае есть веро€тность доказать свою правоту, но машина в любом случае будет разбита.

—уммируем:

  1. ∆елтый сигнал, вопреки народной молве, €вл€етс€ запрещающим (п. 6.2 ѕƒƒ).  амеры видеофиксации штрафуют за проезд стоп-линии на желтый.
  2. Ўирокие перекрестки имеют светофоры с мигающей фазой зеленого – воспринимайте ее как настойчивую рекомендацию тормозить. ѕо крайней мере если вы на удалении от светофора.
  3. »збавл€йтесь от привычки ускор€тьс€ перед светофором, чтобы проскочить. Ёто наиболее серьезна€ предпосылка к созданию аварийной ситуации. «апрещающа€ фаза среднего светофора длитс€ всего 1 минуту.
  4. ќсобенно бдительны будьте на широких перекрестках, где светофоры и стоп-линии отнесены от пересечени€ проезжих частей, а проезжие части – многополосные. ƒаже проскочив формально на желтый, вы можете не успеть проехать перекресток до включени€ красного.
  5. ≈сли чувствуете, что поперечный поток вот-вот тронетс€, посигнальте, чтобы обозначить свое присутствие на перекрестке, и будьте внимательны: помеха зачастую выскакивает из невидимой дл€ вас зоны.
  6. Ќикогда не стартуйте на сочетание желтого и красного, а при включении зеленого убеждайтесь, что перекресток "чист". ѕ. 13.8 об€зывает нас давать возможность закончить маневр пешеходам и автомобил€м, которые уже наход€тс€ на перекрестке.

„асто ли вы проезжаете на желтый?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  •  райне редко
  • ≈сли это безопасно
  • –егул€рно
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€